Что такое ISO в фотографии и как оно влияет на фото

ISO фото плёнки

ISO — это одна из трех важных настроек вашей камеры, которая используется для съемки хорошо экспонированных фотографий. Две других настройки, это диафрагма и выдержка.

Все эти три настройки, образуют так называемый треугольник экспозиции. Про треугольник экспозиции прочитайте в этой статье. А здесь, про диафрагму, ну и здесь, про выдержку.

Что такое ISO в традиционной, пленочной фотографии.

В традиционной (пленочной) фотографии ISO (или ASA) указывали на то, насколько пленка чувствительна к свету. Он измерялся цифрами (вы, наверное, видели их в на пленках – 64, 65, 125, 250, и т. д.). Чем меньше число, тем ниже чувствительность пленки и тем мельче зернистость на снимках, которые вы делаете.

ISO в цифровой фотографии.

В цифровой фотографии ISO измеряет чувствительность датчика изображения.

Применяются те же принципы, что и в пленочной фотографии: чем меньше это значение, тем менее чувствительна ваша камера к свету и чем меньше зернистость.

Более высокие значения означают, что ваш датчик становится более чувствительным к свету, что позволяет использовать камеру в темных условиях. Но цена этого – большая зернистость. Правда надо сказать, цифровые камеры все время совершенствуются, и сегодня многие могут использовать высокие настройки ISO и получать очень хорошие снимки.

Я проиллюстрирую это ниже, с помощью двух увеличенных снимков. Снимок слева с ISO равным 100, правый снимок, с ISO равным 3200.

Сравнение снимков с разным ISO

100 ISO обычно считается «нормальным» или «стандартным» ISO и дает вам прекрасные четкие снимки (практически без шума / зернистости).

Большинство людей склонны снимать в автоматическом режиме, когда камера выбирает соответствующее значение ISO в зависимости от внешних условий. При этом, автоматика будет стараться сделать значение светочувствительности максимально низким. Но большинство камер, даже дешевых, дают возможность ручной установки ISO.

ISO как часть треугольника экспозиции.

В статье про диафрагму, я рассказывал о таком понятии, как «стоп». Это увеличение или уменьшение в два раза количества света, попадающего на световой датчик фотоаппарата.

То есть, вы можете сделать снимок с определенным значением диафрагмы и выдержки. После чего, увеличив диафрагму (то есть диаметр отверстия, через которое свет попадает на матрицу) в два раза и уменьшив время, то есть скорость затвора в два раза, вы получите одинаковый по освещенности снимок.

И хотя по освещенности снимки будут одинаковыми, но вообще-то они будут разными:

Уменьшение выдержки приведет к тому, что объект съемки «застынет». И хотя в большинстве ситуаций так и надо, но если, к примеру, вам нужно показать скорость автомобиля, то было бы неплохо его сделать немного размытым. А для этого нужно увеличивать выдержку.

Но тут вмешивается диафрагма. Ведь диафрагма, в свою очередь, влияет на глубину резкости. Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше глубина резкости. То есть, если при съемке автомобиля нам нужно еще захватить реакцию зрителей, то тогда нам нужно уменьшать диафрагму (хотя в числах f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/22, значение будет увеличиваться).

Вот такая вот математика. В результате таких связей, фотограф может и не получить требуемого снимка. Но в этом случае, ему на помощь придет управление светочувствительностью.

Раз уж нам приходится уменьшать отверстие диафрагмы, то тогда нам потребуется большая светочувствительность. Ну а использую большее значение ISO, мы получим несколько больше шумов. Впрочем, современные фотоаппараты, позволяют безболезненно работать с довольно высокими значениями ISO, без особых потерь качества.

Снимок скоростной лодки

Так, на этом снимке, увеличение времени выдержки, привело бы к тому, что брызги сзади, были бы чуть расплывчатыми, и тогда эффект скорости был-бы сильнее.

Заключение.

Как видите, фотография – это всегда компромиссы. Далеко не всегда бывает единственно верное решение. И даже снимая один и тот-же снимок, каждый фотограф может ставить свои цели. И для этого, в качестве основы основ, необходимо знать треугольник экспозиции. Как он работает, на что влияет каждая из трех основных настроек камеры.

И тогда, понимая эти взаимосвязи, фотограф сможет осознанно добиваться своих целей. И получать снимки, которые хочет сделать.

Ну а вы что думаете на этот счет? Делитесь своим мнением в комментариях.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*